Мир после первой мировой войны.

 

Изменение научной картины мира .

На общественное сознание после войны обрушилось и стремительное изменение представлений об окружающем мире. До войны господствовала ньютоновская картина мира, где пространство и время были абсолютны и не зависимы друг от друга. Мир уподобляли некому механическому устройству, где все имеет свое точное место и движется по раз и навсегда заведенному порядку. Согласно же теории относительности Альберта Эйнштейна , абсолютна лишь величина скорости света. Пространство может искривляться, а время зависит от скорости. Эта идея была настолько непривычной, что в нее мало кто поверил. Но в 1919 году было экспериментально подтверждено, что луч света, который, по Ньютону, должен был распространяться только прямолинейно, искривляется, если проходит мимо Солнца, т.е. крупного сгустка материи. Это означало, что пространство искривляется. В науке стало утверждаться представление о мире, где нет ничего абсолютного, где все относительно. В общественном же сознании на фоне тех изменений, которые происходили новая картина мира способствовала утверждению мнения о том, что относительными, а не абсолютными являются и мораль, и понятия добра и зла, и все привычные человеческие ценности. Сам Эйнштейн всю жизнь тщетно боролся с таким истолкованием его теории. Новые явления в искусстве . Эти сдвиги в общественном сознании оставили глубокий след в европейском искусстве и литературе. До начала XX века в европейском изобразительном искусстве господствовал реализм . Мир тогда казался достойным его реалистического изображения. Личность художника, его вкусы и пристрастия могли выразиться в выборе жанра, композиции, в предпочтении формы или цвета. Когда же мир потерял свою гармоничность и рациональность в глазах художников, его реалистическое отображение как бы теряло смысл. Произошла перемена в понимании роли художника. Она теперь состояла не в отражении мира, а в выражении художником его видения и понимания мира, которое могло сводиться, например, к определенному соотношению линий и геометрических фигур. Такой вид живописи получил название абстракционизм , основателем его был русский художник Василий Кандинский . Первые произведения абстракционистов появились еще накануне войны. Сюрреалисты (сюрреализм —по-французски буквально означает «сверхреализм») во главе с Сальвадором Дали пытались изобразить иррациональный мир. На их картинах, в отличие от картин абстракционистов, присутствуют узнаваемые предметы, но подчас странно выглядящие и находящиеся в необычных композициях, как в сновидениях.

 



Hosted by uCoz