Мир после первой мировой войны.

 

Иррационализм .

Другой чертой сдвигов в общественном сознании стало распространение иррационализма — неверия в возможности человеческого разума. Предвоенное общественное сознание в Европе основывалось на признании всемогущества разума и прославлении разумной, рациональной деятельности как безусловно приносящей общественную пользу. Война, во время которой сверхрационально организованная деятельность миллионов людей оказалась направлена на уничтожение себе подобных, стала сама по себе вызовом таким представлениям. Распространившееся неверие во всемогущество человеческого разума вызвало, прежде всего, упадок интереса к классической философии, как раз пытавшейся понять и объяснить мир разумом, создавая мыслительные конструкции — философские системы. В качестве равнозначного средства познания и преобразования мира философы после войны стали выдвигать интуицию, волю, мистическое озарение. Да и самого человека перестали воспринимать как исключительно «человека разумного». В 20_х годах властителем дум стал австрийский ученый Зигмунд Фрейд , который, будучи долгое время практикующим психиатром, пришел к выводу, что в жизни человека главную роль играют комплексы бессознательных влечений и мотиваций. Именно они — стремление к самоутверждению, сексуальные влечения — образуют первичную структуру психики, названную Фрейдом «Оно». Сознательное «Я» стремится сдержать импульсы, подчас разрушительные, этого «Оно» через разного рода защитные механизмы, и, наконец, существует комплекс социальных норм и нравственных устоев, присутствующих в человеке как «сверх_Я». Таким образом, человеческая деятельность представляется как итог сложного взаимодействия сознательного и бессознательного, иррационального.

 



Hosted by uCoz